Добро пожаловать на сайт

МОУ Полтавская СОШ

Педагогическая мастерская

 

Программа

Образовательная область « Математика»

Школьный компонет 10-11 класс

  1. Цель:

Повышение математической культуры. Формирование навыков решения нестандартных задач, успешной сдачи ЕГЭ

 

Задачи:

Систематизация знаний, приобретенных ранее.

Расширение объема знаний за счет увеличения изучаемых тем.

Развитие мышления, логики и творческого потенциала.

Повышение самостоятельности в работе со справочной литературой.

Подготовка к успешной сдачи ЕГЭ

 

Содержание:

Данный курс включает темы: уравнения и многочлены (18ч), тригонометрические уравнения (18ч), уравнения и неравенства с параметрами.(64ч)

Важной задачей данного курса является создание ситуации способствующей развитию творческого потенциала, выявлению наиболее одаренных детей, более прочному усвоению материала. Данный курс повышает уровень самостоятельной работы с учебной литературой, позволяет овладеть логикой и техникой решения уравнений и неравенств с параметрами. Он стимулирует познавательную активность учащихся, расширяет кругозор, пробуждает желание заниматься изучением одной из основных наук.

 

 

 

МОУ Полтавская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение опыта  работы

учителя математики

МОУ Полтавская СОШ

Зинченко Татьяна Владимировны

по теме:

«Работа учителя по подготовке изучения и доказательства теорем»

 

2005-2006 учебный год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П. Центральный

    Доказательство теорем – постоянный элемент уроков  математики, особенно геометрии. Знакомство с содержанием теоремы и её доказательством вооружает учащихся материалов, который используется при изложении дальнейшего теоретического материала и решение разнообразных задач. Доказательство развивает навыки логического мышления, приучает учащихся обосновывать свои суждения, использовать ? аналитично-синтетический? метод в рассуждениях, рационально записывать ход рассуждений. В ходе доказательства теоремы развиваются умение расчленять рассуждения на отдельные логические шаги, получать следствие, анализировать формулировку теоремы, умения, связанные с поиском  доказательства. Все навыки   умения, приобретённые в ходе изучаемой теории, совершенствуются при решении задач.

    Таким образом, умение проводить доказательство теории позволяет учащимся сознательно и глубоко изучать математику на протяжении всего периода обучения. Поэтому, методика доказательства теории на уроке – одно из важнейших звеньев процесса обучения математике и оно требует от учителя особого внимания.

    Поэтому изучение теоремы и её доказательства я провожу на основании следующих действий:

  1. Анализ формулировки теоремы. Выделение существенности каждого элемента формулировки теоремы. Учёт ошибок, которые могут допускать учащиеся. Подготовка соответвующих контрпримеров.
  2. Выяснение проблемы, приводящей к необходимости доказательства теоремы, её знания в системе теории раздела и всего курса геометрии и её приложения.
  3. Подготовка аналитического рассуждения, позволяющего учащимся уяснить  особенности и последовательность доказательства, необходимость тех или иных дополнительных построений.
  4. Выявление метода, идеи приёма и других особенностей доказательства.
  5. Расчленение доказательства теоремы на отдельные части и логические шаги. Составление плана доказательства. Рациональная запись доказательства.
  6. выявление понятий, предложений на которых основано доказательство теоремы. Выделение предложений, требующих повторения.
  7. Составление содержания подготовительной работы к доказательству теоремы, подбор упражнений и заданий, подготавливающих учащихся к её восприятию.
  8. подбор упражнений, закрепляющих изученную теорему, выявляющих её связь с другими предложениями.

 

   Такая подготовка учителя к доказательству теоремы исключит формальный характер доказательства. Работа по анализу формулировки теоремы, раскрытие значения каждого из элементов формулировки теоремы, рассмотрения контрпримеров исключит то, что большая часть учеников заучивает доказательство теоремы без достаточного понимания.

Например, изучение  первой теоремы курса геометрии – первого признака равенства треугольников, можно начать с такой подготовительной работы:

1.       по готовому рисунку предложить учащимся назвать:

а) элементы треугольника АВС

б) угол, противолежащей стороне АВ; АС.

в) сторону противолежащую угу А, углу В

г) угол, прилежащей к стороне АВ; АС.

д) угол, заключённый между сторонами АВ и ВС; АС и ВС.

2.       а) между какими сторонами заключён угол А в каждом треугольнике.

б) какой угол заключён между сторонами АС и ВС; АД и АВ.

в) как назвать сторону АВ для этих треугольников

г) АВ – общая сторона. Что это значит?

3.       а) какие углы вы здесь видите?

б) каким свойством обладают вертикальные и смежные углы?

в) угол 4 равен 450. Найти углы 1, 2 и 3.

Затем учитель предлагает учащимся по моделям треугольников, которые лежат на столе, выбрать пары равных треугольников. Учащиеся показывают выбранные треугольники и отвечают на вопросы учителя:

а) как вы это сделали?

б) почему вы решили, что эти треугольники равны?

в) два треугольника равны, что это значит?

В процессе этих вопросов повторяется определение равных треугольников путём наложения их друг на друга. Затем учитель перед учащимися ставит проблему: всегда ли равенство двух треугольников можно установить путём наложения? В каких случаях этого сделать нельзя? Как же в этих случаях можно установить, равны ли треугольники или нет? Отвечая на эти вопросы, учитель подводит учащихся к необходимости рассмотрения теорем, с помощью которых можно установить, равны ли треугольники не накладывая один на другой, а сравнивая некоторые их элементы. Учитель формулирует теорему. Затем учащиеся читают её  в учебнике. Выясняется, что дано в теореме и что надо доказать. Выносится рисунок на доску учителем. Учащиеся оформляют записи и рисунок в тетради. Затем выясняется, что значит: доказать, что треугольник АВС равен треугольнику А1В1С1. затем учитель рассказывает доказательство теоремы. Далее учащиеся работают с книгой, отвечают на вопрос, которые записаны на доске, отмечая ответ в учебнике карандашом.

Вопросы:

1.        Почему стороны АВ и АС наложатся на лучи А1В1 и А1С1?

2.        Почему совместятся точки В и В1, С и С1?

3.        Почему совместятся стороны ВС и В1С1?

4.        Из чего следует, что треугольники равны?

Затем учащиеся отвечают на эти вопрос вместе с учителем и составляют план доказательства, записывают его в тетрадь. Затем учитель предлагает ученикам рассказать ещё раз доказательство. Затем все вместе дают название этому признаку: по двум сторонам и углу между ними.

Далее решается ряд задач по готовым рисункам на применение теоремы:

1.       Доказать: DАВС=DАДС

 

 

 

 

 

2.       АД – биссектриса ?А

Доказать: DАВД=DАСД

 

 

 

 

3.       доказать: DАСВ=DАСД

 

 

 

 

4.       Доказать: DОАД=DОВЕ

Найти: ?Д; ВЕ, если ?Е=420, АД=4см

Одним из недостатков процесса обучения доказательству теорем является пассивность учащихся, деятельность которых часто сводится к слушанию учителя и переписыванию с доски. Устранить эти недостатки можно с помощью методики, при которой учитель направляет деятельность учащихся постановкой соответствующих заданий для самостоятельной работы, проводит контроль за этой деятельностью и даёт необходимые консультации.

     Например, изучение теоремы Пифагора можно предварить такими устными подготовительными задачами по готовым рисункам.

1.       По данным рисунка найти площадь четырёхугольника АВСД. В процессе решения повторяются свойства площади; прямоугольного треугольника с углом в 300; равнобедренного треугольника.

 

 

 

 

 

2.       Найти угол b

 

 

 

 

3.       по данным рисунка доказать, что четырёхугольник МNPK – квадрат

     Доказательство этой теоремы можно провести на основе следующих вопросов и заданий для самостоятельной работы учащихся:

1.                   Нарисуйте в тетрадях прямоугольный треугольник.

Обозначьте катеты и гипотенузу а, в и с

2.                   постройте квадрат, сторона которого равна а+в

3.                   На сторонах квадрата отметьте по одной точке делящей эти стороны на отрезки а и в так, чтобы к каждой вершине квадрата примыкали отрезки а и в

4.                   Соедините отрезками точки, расположенные на соседних сторонах квадрата. Посмотрите на какие фигуры при этом разобьётся исходный квадрат. Покажите, что полученные треугольники равны исходному треугольнику. Укажите признак равенства треугольников

5.                   Чему равны стороны полученного внутреннего квадрата.

6.                   Рассмотрим теперь вопрос о том, как связаны между собой площади полученных треугольников и квадратов. Запишите связь формулой.

7.                   Зная стороны прямоугольного треугольника и квадрата, запишите формулой для их площадей

8.                   Пподставьте полученные формулы в равенство для площадей. Какое равенство при этом получается. Раскрывая квадрат и приводя подобные члены, получаем равенство с222.

Описанная методика направленная на активизацию познавательной деятельности учащихся применима и на уроках алгебры. Например, после формулировки теоремы Виета учитель предлагает учащимся рассмотреть приведённое квадратное уравнение х2+рх+q=0  и написать в тетрадях формулы для его корней х1х2. Далее найти сумму и произведение коней, что вполне им под силу.

Применение этой методике показывает, что в результате выполнения этих заданий у учащихся возникает чувство уверенности в собственных силах, появляется интерес к самостоятельной теоретической работе. Такая работа может быть предложена ученикам и при доказательстве других теорем.

    Анализ содержания и доказательства теоремы, расчленение доказательства на отдельные логические шаги, выделение тех понятий и теорем, на основе которых доказывается данная, помогают учителю осознать содержание подготовительной работы, которая должна быть выполнена перед рассмотрением теоремы.

    Всесторонний и обстоятельный анализ теорем школьного курса поможет учителю глубже раскрыть перед учащимися их суть.

    Такой подход даст возможность развивать не только память учащихся, но и их математическое мышление, сделает процесс изучения теорем более содержательным и интересным, позволит перенести полученные знания, умение и навыки на решение разнообразных математических задач.


 

Урок в 5 классе

Разработка уроков по темам в разделе «Кулинария» ОО Технология

 

Тема: Физиология питания. Общие сведения о пище.

 

Было это давным-давно. За далекими холмами, за высокими горами стоял город Вкуснятин. Его герб украшал пышный румяный пирожок, а девизом горожан были слова: «Главное – вовремя подкрепиться».

Вкуснятин был столицей огромного царства еды, где каждый город славился  чем-то особенным: водном варили вкуснейшие щи и похлебки, в другом – жарили котлеты; третий был знаменит своими бутербродами, а также ежегодными Большими бутербродными играми, на которых умельцы со всех концов света показывали свое мастерство.

В центре города стоял памятник незабвенной кошке Мане, спасшей город от нашествия серых крыс.

Жили в городе Вкуснятине тетушка Сдоба и дядюшка Крендель, и был у них племянник Колобок, родной брат всем известного Колобка, который сбежал от дедушки с бабушкой и стал великим путешественником.

Колобки вообще любят путешествовать. Поэтому не удивляйтесь, ели вдруг один из них заглянет к вам в гости. Впрочем, гостя можно не ждать, а сделать его своими руками.

Наш герой тоже не собирался убегать от тетушки Сдобы и дядюшки Кренделя. Колобок надеялся, что когда он вырастет большой, тетушка поделится с ним своими секретами.

Сейчас мы с вами узнаем, что такое питание и какую роль играет пища в жизни человека.

ПИЩА – это энергия для нашего тела, а правильное питание – источник здоровья, силы, бодрости, красоты и долголетия. Питание – процесс усвоения организмом питательных веществ, необходимых для поддержания жизни, здоровья и работоспособности. Мы можем сравнить свой организм с печкой, если в печи не поддерживать огонь (не подкидывать дрова), то печь быстро остынет. Так и человеческий организм  может погибнуть без воды и пищи. Чтобы человек был здоров и надолго сохранил свою работоспособность, пища должна дать ему все необходимые для организма вещества, причем в определенном количестве.

 С пищей организм получает необходимые для жизнедеятельности белки, жиры, углеводы, также биологически активные вещества – витамины и минеральные соли.

В жизни человека важную роль играет рациональное и правильное питание. Ежедневное питание должно быть разнообразным, включать мясные, рыбные, молочные продукты, блюда из круп и бобовых, овощи и фрукты.

Доли содержания различных продуктов в дневном рационе человека представлены на рисунке. («Технология» под ред. Сасоевой И.А.)

-          есть меньше всего: маргарин, масло, сахар.

-          Есть умеренно: нежирное мясо, птицу, рыбу, бобовые, молочные продукты;

-          Есть без ограничений: фрукты, овощи, хлеб, каши.

Особое внимание следует обращать  на культуру питания. Прием пищи должен проходить в одни и те же часы, что способствует наиболее полному её перевариванию и усвоению.

Важна правильная кулинарная обработка продуктов. Пища должна быть вкусно приготовленной, красиво оформленной, тогда она будет возбуждать аппетит.

 

Питательные вещества, содержащиеся в пище.

 

Название и полезность питательных веществ

Продукты питания, их содержащие

УГЛЕВОДЫ. Главный источник энергии для организма

Сахар, хлеб, картофель, корнеплоды, крупы, макароны, рис, тыква, бобы, кукуруза

БЕЛКИ. Основа жизни. Способствуют росту, восстановлению клеток, обеспечивают организм энергией

Мясо, рыба, молочные продукты, сыр, яйца, орехи, хлеб,  оливки, соевые бобы, грибы.

ЖИРЫ. Резервы энергии нашего организма. Для укрепления нервной системы.

Сливочное и растительное масло, сливки, сметана, орехи и семечки.

ВИТАМИНЫ. Защищают организм, участвуют в процессах обмена

Овощи, фрукты, соки, морепродукты

МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА. Обеспечивают водно-солевой обмен, участвуют в кроветворении  в организме человека. (Кальций, калий, фосфор, магний, медь, цинк, йод, фтор)

Сыр, молоко, овощи, фрукты, грибы, хлеб.

ВОДА. Входит в состав клеток тела человека, участвует в процессах обмена.

 

 

Особое место в рациональном питании отводится витаминам (от латинского «вита» - жизнь). Они необходимы человеку для нормальной жизнедеятельности организма. Познакомься с самыми распространенными витаминами, их влиянием на организм и здоровье человека, продуктами, их содержащими.

Витамины группы В – улучшают пищеварение, состояние кожи и зрения, влияет на деятельность нервной системы.  Недостаток приводит к психической и физиологической утомляемости, тошноте, судороге икроножных мышц, слабости конечностей, также возникают сухость и трещины губ, язвы на уголках рта, на коже рук, светобоязнь, слезотечение. Витамины этой группы содержаться в молоке, кисломолочных продуктах, сыре, твороге, крупах – гречневой и овсяной, бобовых, мясе, орехах, ржаном хлебе.

Витамин С укрепляет защитные силы организма, поддерживает прочность стенок кровеносных сосудов. Недостаток вызывает синюшность губ, носа, ногтей, разрыхление и кровотечение десен, расшатывание зубов, бледность и сухость кожи, преждевременное старение. Он содержится во фруктах, ягодах, свежих овощах, зелени. Это, в первую очередь – шиповник, облепиха, черная смородина, калина, рябина, цитрусовые, сладкий перец, хрен, укроп, зелень петрушки, капуста, томаты, салат и др.

Витамин А способствует росту, развитию, улучшает зрение, участвует в формировании иммунитета. Недостаток вызывает поражение глаз, светобоязнь, ночную слепоту, сухость, шелушение кожи, тусклость волос, повышенную восприимчивость к простудным заболеваниям. Им богаты печень рыбы, сливочное масло, молоко, яйца, каротин содержат: морковь, сладкий перец, томаты, зеленый лук, укроп, петрушка, овощи и плоды зеленого и желтого цвета.

Витамин РР – никотиновая кислота влияет на сердечно-сосудистую систему, органы пищеварения и кроветворения, состояние кожи. При недостатке – головокружение, бессонница, нарушение памяти. Этот витамин содержится в говяжьей печени, почках, ячневой и гречневой крупе, орехах, грибах.

Витамин Д укрепляет кости, способствует хорошему самочувствию. Недостаток вызывает рахит у детей. Чтобы получать этот витамин нужно есть сливочное масло, молоко, яйца, морскую рыбу.

Витамин Е улучшает обмен веществ в организме. Его недостаток вызывает малокровие, заболевание сердца, нарушение развития. Он содержится в растительном масле, орехах, хлебе, крупах.

В процессе приготовления и хранения пищи необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования.

1.        Готовить пищу следует в специальной одежде.

2.        Приступая к приготовлению пищи, нужно тщательно вымыть руки с мылом, убрать волосы под косынку.

3.        Если на пальцах есть царапины, то эти места нужно защитить лейкопластырем или надеть резиновый напальчник.

4.        Перед началом приготовления пищи продукты надо тщательно промыть, а затем ополоснуть кипяченой водой.

5.        Различные виды продуктов следует обрабатывать на разных разделочных досках с соответствующей маркировкой.

6.        Нельзя готовить пищу в посуде с поврежденной эмалью

7.        Нельзя употреблять в пищу несвежие продукты. Скоропортящиеся продукты необходимо хранить в холодильнике.

8.        Продукты и готовые блюда можно хранить не более определенного срока.

9.        Продукты, готовые к употреблению, следует хранить закрытыми и отдельно от сырых.

10.     Различные продукты и готовые блюда требуют определенной температуры хранения, поэтому в холодильнике их следует размещать в соответствующих отделениях: продукты, не требующие длительного хранения, например яблоки, овощи, яйца, приготовленные блюда – на полках; продукты, требующие более длительного хранения, например мясо, рыбу и т.п., - в морозильнике.

 

Вопросы для повторения.

1.        Для чего нужно питаться человеку?

2.        Что вы понимаете под культурой питания?

3.        Какие витамины ты знаешь?

4.        К чему может привести недостаток витамина С?

5.        Какие санитарно-гигиенические требования нужно соблюдать при приготовлении пищи?

6.        Где и как следует хранить продукты и готовые блюда?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА: ПРИГОТОВЛЕНИЕ БУТЕРБРОДОВ И ГОРЯЧИХ НАПИТКОВ. БОЛЬШИЕ БУТЕРБРОДНЫЕ ИГРЫ.

 

Колобок все время просил тетю с дядей отпустить его в город Бутерброд-сити  к господину Бутерброду, чтобы посмотреть Большие бутербродные игры. В конце концов тетушка согласилась и разрешила Колобку поехать в Бутерброд-сити.

Правда, она поставила ему одно условие: по возвращении Колобок подробно расскажет и о своем путешествии, и о чудесных бутербродах.

 Много ли, мало ли времени прошло – трудно сказать, но наконец Колобок вернулся к тетушке Сдобе и дядюшке Кренделю. Он привез им в подарок книгу рецептов, как приготовить самые красивые и вкусные бутерброды, и поведал о своем пребывании в Бутерброд-сити и о его жителях.

 Все дома в Бутерброд-сити по виду напоминают бутерброды, и ни один не походит на другой. Корабли, входящие в гавань Бутерброд-сити, также напоминают бутерброды; по улицам ездят невиданные бутербродные машины, а почти все жители носят имена Бутерброд, Сандвич или Канапе.

Кое-что о бутербродах.

Слово «бутерброд» переводится с немецкого языка очень просто – хлеб с маслом. Намазали хлеб маслом – вот и получился бутерброд. (История изобретения бутерброда) Правда, теперь нам этого уже недостаточно. Мы любим положить сверху кусочек сыра или колбаски, а лучше и то и другое сразу.

Если же добавить листик салата, веточку петрушки или укропа – пальчики оближешь. А еще можно….

Можно очень и очень много чего, был бы хлеб или булка – кто что любит – и другие продукты, а разнообразию нет предела.

Какие бывают бутерброды.

Самые разные. Главное в бутерброде – основа. Хлеб или булка должны быть непременно свежими, тогда и сам бутерброд выйдет аппетитным, вкусным, красивым. Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древних и самых значительных, самых надежных видов пищи на земле.

Впрочем, если хлеб слегка зачерствел, это не беда. Кусочки хлеба можно быстро обжарить на сковороде или сунуть на несколько минут в духовку – получаться горячие бутерброды. Их еще называют тартинками, тостами или гренками.

Бутерброды бывают большими, когда батон разрезают вдоль по всей длине, и очень маленькими – на один укус. Такие бутерброды-малыши называются канапе, и брать их нужно специальными вилочками – шпажками.

Слоеные бутерброды делают из нескольких ломтиков хлеба, между которыми кладут продукты по вкусу. Вместо хлеба или булки можно использовать сухое нежирное печенье – галеты.

Бутербродам можно придать любую форму. Все зависит от того, как нарезать хлеб: кружочками, ромбами, квадратами или треугольниками.

Итак, бутерброды бывают:

По способу приготовления:

-          холодные и горячие

-          простые и сложные

-          открытые и закрытые (сандвичи)

-          слоистые

-          закусочные (канапе)

По виду продукта:

-          рыбные

-          мясные

-          сладкие

-          гастрономические (колбаса, сыр, овощная икра и др.)

 

А теперь откроем самый большой секрет вкусного бутерброда: (Правила приготовления)

  1. На стол подавать только свежие бутерброды (из свежих продуктов, между собой сочетающихся).
  2. Хлеб нужно нарезать тонкими ломтиками (0,5-1см), а продуктов положить побольше (продукты полностью покрывают хлеб)
  3. Горячие бутерброды имеют определенную температуру.
  4. И конечно, все красиво оформить!

 

Что вам понадобиться для приготовления бутербродов:

    • Острый нож для резки хлеба;
    • Нож с закругленным концом – для масла;
    • Специальный нож для нарезания ветчины, колбасы и др.
    • Вилка для накладывания мягких продуктов
    • Разделочная доска;
    • Блюдо для готовых бутербродов;
    • Шпажки для бутербродов-канапе.

 

Срок хранения бутербродов в холодильнике не превышает 3 часов.

 

БОЛЬШИЕ БУТЕРБРОДНЫЕ ИГРЫ.

Вечером следующего дня Колобок поведал зачарованным слушателям о самых Больших бутербродных играх. Их эмблемой стали небольшие кружочки сыра, колбасы, помидора, огурца и листик салата, разложенные на тонком ломтике хлеба наподобие олимпийских колец.

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ соревнования был посвящен искусству разрезания хлеба. И колобок подробно рассказал и даже показал тетушке и дядюшке, как можно резать хлеб для бутербродов.

Хлеб надо брать плотный, не ноздреватый. Лучше – размером побольше.

Нарезают хлеб по-разному. Вот несколько способов. (Показ приемов нарезки хлеба)

Можно очень быстро приготовить целую гору бутербродов, если нарезать крупные тонкие ломти белого или черного хлеба, покрыть их маслом и другими продуктами и лишь затем нарезать ромбами, или квадратами, или даже кружочками.

А если хлеб еще слегка поджарить или подсушить…

НА ВТОРОЙ ДЕНЬ умельцы показали свое мастерство в приготовлении масляных смесей, которые наносятся на бутерброд. Судил соревнование, как всегда, маркиз Майонез, прославившийся своими фирменными смесями. Вот некоторые из них.

Размягчение масла Масло должно быть мягким, тогда его можно будет намазать равномерным слоем. Перед употреблением масло держат несколько часов при комнатной температуре, затем растирают деревянной ложкой в миске и слегка взбивают.

Масляные смеси. Очень вкусны бутерброды, для приготовления которых используются масляные смеси с приправами. Добавляемые к маслу приправы нужно натереть на терке или мелко порубить, потом смешать со взбитым маслом. Взбивать смесь нужно до получения светлой однородной массы. В смесь можно добавить немного сметаны.

Виды смесей: сырное масло, зеленое масло, селедочное масло, яичное масло, томатное масло, колбасное масло и др.

Майонез. Он хорошо сочетается с овощными и рыбными продуктами. Обычный майонез можно заправить, добавив в него одну или несколько приправ.(красный майонез, зеленый, хренный, с соленым огурцом)

На ТРЕТИЙ ДЕНЬ соревнования участники демонстрировали свое мастерство в составлении бутербродов. Жюри отбирало самые красивые, самые затейливые бутерброды, а их создателей награждало медалями. Лучшие рецепты бутербродов были напечатаны в книге, которую Колобок привез с собой и подарил тетушке Сдобе. Давайте и мы заглянем в нее.

Для самостоятельного приготовления:

Бутерброды-башни или пирамиды.

Бутерброды-рулеты.

Коктейльные бутерброды.

Бутербродные торты

Полосатые бутерброды

Горячие бутерброды

Ну, а теперь Колобок предлагает вам подумать, какой бутерброд вы будете готовить на Больших Бутербродных играх, и дает вам домашнее задание: на следующий урок принести хлеб, продукты для приготовления бутербродов, необходимое оборудование и инструменты.

На следующем занятии проводится практическая работа «Большие бутербродные игры»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВЫЕ СЛОВА

 

БУТЕРБРОД

 

 

САНДВИЧ

 

КАНАПЕ

 

ТАРТИНКИ

 

ГРЕНКИ

 

ТОСТЫ

 

ШПАЖКИ

ПИЩА

 

КУЛЬТУРА ПИТАНИЯ

 

МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА

 

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практическая работа (2 –ое занятие)

Тема: ПРИГОТОВЛЕНИЕ БУТЕРБРОДОВ и ГОРЯЧИХ НАПИТКОВ. Большие бутербродные игры.

 

Сегодня мы вместе с Колобком устраиваем Большие Бутербродные игры такие же как в городе Бутерброд-сити.

Эмблемой наших игр будет такой же большой бутерброд с пятью колечками из помидора, сыра, колбаски, огурца и листика салата.

Для начала мы с Колобком познакомим вас с правилами проведения этих игр. Прежде чем  мы начнем у меня к вам есть несколько вопросов.

 

  1. Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к тому, кто готовит  пищу? К посуде и оборудованию на кухне? К продуктам питания?
  2. Какой продукт является основой бутерброда и почему?
  3. Какие виды бутербродов по способу приготовления  вы знаете?
  4. Какой большой секрет вкусного бутерброда вы знаете? (правила приготовления).
  5. Какой кухонный инвентарь нам понадобится для приготовления бутербродов?
  6. Какие правила техники безопасности нужно соблюдать при  работе с режущими инструментами?

 

Кто принимал активное участие в данном опросе, заработал первые баллы на наших бутербродных играх.

Итак, правила проведения Больших Бутербродных игр:

-          каждый участник должен быть одет в специальную одежду (фартук, косынка);

-          на рабочем месте каждого участника должны быть: разделочная доска, ножи для нарезки продуктов, хлеб и продукты для бутербродов, блюдце для готовых изделий, мешочек для отходов, полотняная салфетка;

-          перед началом соревнований каждый участник должен определиться, какой бутерброд он будет готовить (по видам);

-          игры будут проходить в несколько этапов – конкурсов. Каждый этап будет оцениваться в баллах. Таким образом, сумма баллов определит победителя.

-          В конце игр каждый участник должен будет защитить свой бутерброд – дать ему краткую характеристику.

 

А завершаться наши игры большим чаепитием с дегустацией тех холодных закусок, которые вы приготовите – ведь бутерброд – это и есть холодная закуска. Итак, мы начинаем.

 

ПЕРВЫЙ ЭТАП назовем его искусство разрезания хлеба.

Еще раз вспоминаем правила работы с режущими инструментами.

Проводится первый этап – подготовка основы для бутерброда.

Колобок оценивает старания участников. Параметры оценивания – аккуратность, внимание, терпение участников.

 

ВТОРОЙ ЭТАП Намазывание масляных смесей на хлеб. Оценивается аккуратность выполнения работы.

 

ТРЕТИЙ ЭТАП. Составление бутербродов. Оценивается соблюдение правил приготовления, аккуратность, творческий подход, затейливость изделия.

 

ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП. Готовые бутерброды раскладывают на тарелки. Убираются рабочие места. Участники игр защищают свои изделия, давая им краткую характеристику по плану:

  1. Вид бутерброда (открытый, закрытый, простой, сложный, закусочный и т.д.)
  2. Назначение (холодная закуска, сладкий)

 

ПЯТЫЙ ЭТАП. Подсчитываются баллы, подводятся итоги наших игр. Жюри оглашает победителей (называются оценки за работу)

Самые лучшие бутерброды будут предложены для приготовления на школьные праздники с оглашением автора данного бутерброда.

 

Ну, а теперь самая интересная часть наших бутербродных игр. Проводится дегустация готовой продукции. Накрывают стол для завтрака. Разливают чай.

Пока вы пьете чай, мы с Колобком расскажем, какой это замечательный напиток. (Рассказывается история появления напитка, виды чая его свойства и способы заваривания).

Вот мы с вами и научились готовить самые разные бутерброды. Предлагаем вам дома приготовить праздничные бутерброды для своих близких.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел Кулинария 5 класс

Тема: Приготовление бутербродов и горячих напитков.  (2 занятия)

Цели:

1.        Ознакомить с историей возникновения бутербродов, их ролью в      питании.

2.        Познакомить с видами бутербродов и научить правилам приготовления.

  1. Научить способам подготовки основы для бутерброда и приготовления масляных смесей для разных видов бутербродов.
  2. Научить готовить бутерброды.
  3. Развивать навыки работы с режущими инструментами.
  4. Воспитывать аккуратность, внимание, творческий подход в работе, эстетический вкус.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: Иллюстративно-объяснительный, наглядно-демонстрационный, практикум.

Формы орг. деят-ти.: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: плакаты, рисунки, журналы, готовые изделия.

Межпредметные связи: история, рисование, трудовое обучение.

 

Ход урока.

  1. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.

 

  1. Объяснение нового материала.

-          история возникновения бутербродов, их роль в питании;

-          основа бутерброда, виды бутербродов по способу приготовления;

-          правила приготовления бутербродов;

-          инвентарь и оборудование для приготовления бутербродов;

 

  1. Продолжение новой темы. Как проходят «Большие Бутербродные игры» – правила игры. Подготовка к практической работе. Вводный инструктаж.

 

  1. Практическая работа. «Большие бутербродные игры».

 

Беседа с целью опроса. Текущий инструктаж.

1)       Какие санитарно-гигиенические требования предъявляются к работе на кухне? К продуктам питания?

2)       Какой продукт является основой бутерброда и почему?

3)       Какие виды бутербродов по способу приготовления вы знаете?

4)       Назовите правила приготовления бутербродов.

5)       Какой кухонный инвентарь нам понадобиться, и какие правила техники безопасности мы должны соблюдать, пользуясь инвентарем?

Проведение «Больших бутербродных игр»

5. Продолжение новой темы. Технология приготовления горячих напитков.

6.Подведение итогов и оценки за выполненную работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:  СТРОЕНИЕ ЯЙЦА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯИЦ В КУЛИНАРИИ

Цели:

1.                       Ознакомить с историей появления домашних птиц, строением яйца и пищевой ценностью яиц.

2.                       Научить определять качество яйца, способам хранения яиц, первичной обработке.

3.                       Развивать навыки приготовления пищи, познакомить со способами приготовления блюд из яиц.

4.                       Воспитывать интерес к работе, трудолюбие, аккуратность, культуру труда.

 

Тип урока: комбинированный (беседа с элементами игры, лабораторная работа)

Методы обучения: иллюстративно-объяснительный, наглядно-демонстрационный, лабораторно-практический, частично-исследовательский

Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная

Оборудование: рисунки, фотографии, модели курочек (вязаные игрушки), инструкционно - технологические карты.

 

Ход урока

              I.          Орг. момент

 

            II.          Беседа с целью изложения нового материала.

1.        Вводный инструктаж. История курочек (демонстрация рисунков, фото, мягких игрушек.)

2.        Притча о блюде из яйца, загадки, поговорки.

3.        Строение яйца, его пищевая ценность.

4.        Способы хранения яиц.

5.        Качество яиц

       III.    Лабораторная работа. Определение качества яиц.

 

       IV.    Продолжение новой темы

6.        Первичная обработка яиц.

7.        Посуда и приспособления для приготовления блюд из яиц

8.        ТБ при работе с горячей жидкостью, со сковородой, с нагревательными приборами.

 

            V.          Аукцион – игра Кто больше назовет блюд из яиц и с добавлением яиц? (подготовка к следующему этапу) Выдача житонов за правильные ответы.

 

          VI.          Продолжение темы. Блюда из яиц. Способы приготовления. Работа с инструкционными картами.

 

        VII.          Лекарство от курочки Рябы. Для общего развития. Лечение яйцами.

 

      VIII.          Закрепление новой темы. Фронтальный опрос по теме.

 

1.        Из чего состоит яйцо (строение яйца)?

2.        Как правильно и где нужно хранить яйца?

3.        Как определить качество яйца?

4.        Что подразумевается под первичной обработкой яйца?

5.        Как сварить яйцо всмятку, вкрутую, «в мешочек»?

6.        Что нужно сделать, чтобы яйцо во время варки не треснуло?

 

         IX.          Подведение итогов. Оценки за работу на уроке, за аукцион. Выдача д/з Самостоятельно приготовить гоголь-моголь, яйца вареные.

 

 

 

Тема: СТРОЕНИЕ ЯЙЦА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЯИЦ В КУЛИНАРИИ.

1 Вводный инструктаж. Наш Колобок-путешественник никак не может сидеть на месте. И сегодня мы вместе с ним отправимся в ещё один город страны Еды. Называется этот город Ово-сити. Кто-нибудь из вас догадался, с каким продуктом питания связано название этого города? Нет? Тогда сейчас Колобок расскажет вам одну притчу, которую он услышал в этом городе.

«Во дворце выбирали главного повара. И всем желающим быть им предложили приготовить блюдо, состоящее из трех равных частей: какого-нибудь продукта, соли и воды. При этом кушанье ни в коем случае не должно быть пересолено. Многие пытались, и лишь один догадался сварить………. Что приготовил повар?»

 Тогда послушайте ещё загадки. «Нашел я шар, разбил его: там серебро и золото», « В доме еда, а дверь заперта», «Фунт еды, да фунт воды, да фунт соли. Сварю, стану есть – несолено». Правильно это яйцо. А почему же город куда мы с вами направляемся называют Ово-сити? Это слово итальянское и означает оно - яйцо

У древних римлян существует выражение «вита ин ово» - «жизнь из яйца» или «Аб ово» - «С яйца» - с самого начала. Последняя поговорка означает то, что трапеза у римлян начиналась с яйца, только не с вареного, а с сырого.

До сих пор ученые спорят, что же вперед появилось яйцо или курица.

Вот какую историю нам поведал Колобок, который уже исколесил весь город Ово-сити и много чего узнал.

3.        История о курах и яйцах. Мы с вами настолько привыкли к домашним животным – свиньям, коровам, уткам, курам, что почти не замечаем их. Но так ли уж давно мы привыкли, скажем, к курам? Многие ли из нас знают, откуда произошла курица? Сегодня у нас в гостях курочки, про которых я вам расскажу вот такую историю. Очень давно 200 лет тому назад путешественники, попавшие в Индию, были удивлены утренним пением красочных птиц, которые будили их своим «ку-ка-ре-ку». В Индии этих птиц называли «священными солнечными птицами». В качестве трофеев и подарков эти птицы попали в Персию и проникли на берега Черного моря. Петухов ценили за удивительную способность петь по ночам и использовали как будильники. Увлекались и петушиными боями. Купцы собирались на ярмарках, пускали в круг бойцов-петухов и ставили на своих любимцев немалые суммы денег. Крестьян же интересовали куры, как продукт питания – тут уж не до развлечения было.

Вообще то в этом городе, кроме яиц кур для приготовления различных блюд используют яйца и других птиц – водоплавающих – гусей и уток – для приготовления салатов и вторых жареных блюд, а для кондитерских изделий они не годятся, так как имеют специфический привкус. Яйца индюшек и перепелов используют также как куриные яйца. А вот яичница из одного яйца страуса равна яичнице из 20 куриных яиц.

Вообще в городе Ово-сити есть экзотические районы, где в питании используют яйца земноводных – крокодилов и черепах. По вкусу эти яйца похожи на мясо животных.

Вот какую интересную историю нам поведал Колобок.

 

4.        Строение яиц. А сейчас мы с вами рассмотрим строение яйца и узнаем его пищевую ценность.

Демонстрация рисунка строения яйца, и зарисовка в тетради.

Яйцо состоит 1 – скорлупы, КСТАТИ, - этот «мусор» содержит все необходимые для нашего организма микроэлементы: кальций, медь, фтор, железо, марганец, молибден, фосфор, серу, цинк, кремний…. Важнее всего для нас кремний и молибден. Они необходимы для нормального протекания биохимических реакций в организме. Состав скорлупы совпадает с составом костей и зубов человека. Скорлупа полезна всем, но особенно – старикам и детям. Первым для того, чтобы избежать переломов при падении, а вторым для профилактики кариеса.

2 – воздушная камера – пуга она образуется между скорлупой и белком в процессе высыхания яйца.

3 – пленка, которая помогает легко отделить скорлупу сваренного яйца, если яйцо после варки опускали в холодную воду (в этом случае между пленкой и белком образуется влага)

4 – белок – состоит из воды и белковых веществ, которые обладают «цементирующими» свойствами, белок также обладает осветляющими и пенообразующими свойствами.

5 – пленка, которая позволяет легко отделить желток от белка.

6 – желток состоит из жиров и красящего вещества – лицитина. Цвет желтка зависит от того, в каких условиях находятся куры (у домашних кур он ярче). Вещества, входящие в состав желтка, необходимы для питания нервной и мозговой ткани.

7 – градинки – удерживают желток в центральном положении.

 

5.        Способы хранения яиц. Наш путешественник Колобок узнал как в городе Ово-сити хранят яйца, так как их там бывает огромное количество.

Яйцо – ценный пищевой продукт. Вообще яйца делятся на две группы – ДИЕТИЧЕСКИЕ – самые свежие яйца, те которые хранились до 7 суток; СТОЛОВЫЕ – срок хранения до 1 месяца в холодильнике.

 Если нет холодильника, яйца можно уберечь от порчи, смазав скорлупу тонким слоем сала или растительного масла и завернув каждое в бумагу. Затем их надо уложить в корзину и повесить её в темном проветриваемом месте.

Яйца сохранятся дольше, если положить их тупым концом вверх

6.        Качество яиц. Качество яиц можно определить несколькими способами. Не разбивая яйцо – просвечиванием: у свежего, хорошо сохранившегося яйца белок легко просвечивается, а желток слабо заметен и находится в центре яйца; недоброкачественные яйца вовсе не просвечиваются.

7.       Есть еще один простой способ определения качества яиц. Для этого мы проведем лабораторную работу.

1.В стакан нальем воду, растворим в ней столовую ложку соли.

2.Опустим туда яйцо

Свежее яйцо опустится на дно стакана

Недостаточно свежее будет плавать чуть выше дна

Недоброкачественное – на поверхности жидкости.

Предлагаю провести такую лабораторную работу дома и определить качество яиц с разными сроками хранения.

8.        Первичная обработка яиц. Так как любые яйца, употребляемые в пищу, могут быть источником болезни (сальмонеллез – особенно яйца водоплавающих птиц) в процессе работы с ними необходимо соблюдать ряд правил:

1.        Использовать в пищу (независимо для варки, жаренья или в тесто) только яйца, хорошо вымытые (лучше в растворе питьевой соды – 2 ст. л. на 1 л. воды).

2.        До момента использования хранить яйца в холодильнике.

3.        Если для приготовления блюда вам нужен взбитый белок, не используйте алюминиевую и эмалированную посуду (от алюминия белок сереет), а лучше пластмассовую или из нержавеющей стали посуду.

9.        Посуда и приспособления для приготовления блюд из яиц. Для приготовления блюд из яиц использую самую разнообразную посуду.

Кастрюли для варки, а также приспособления для удобства варки яиц – сита, корзинки, дуршлаг.

Сковородки – для яичницы, а для яичницы глазуньи – специальные сковороды с выемками, для омлета сковороды с антипригарным покрытием.

Взбивалки, миксеры для взбивания яиц.

10.     При работе со всей посудой и приспособлениями в процессе приготовления пищи, необходимо соблюдать правила техники безопасности (плакат на доске).

11.     Аукцион – игра. Наш путешественник Колобок обратил внимание на то, что название многих улиц и магазинов в городе Ово-сити является названием блюд в состав которых входят яйца. Сейчас мы с вами проведем небольшой аукцион – игру. Называться она будет:  «Знатоки блюд из яиц».

Кто больше всех назовет блюд из яиц и с добавлением яиц, заработает житоны  по которым мы с Колобком определим самых лучших знатоков. КСТАТИ, кухня народов Мира насчитывает около 3 тысяч рецептов блюд из яиц. Итак, кто больше?

Проводится Аукцион – игра.

Колобок очень рад, что у нас так много знатоков по блюдам из яиц.

12.    Блюда из яиц.

Из яиц можно приготовить самостоятельные блюда.

Это самое простое блюдо – яйца вареные.

1. Вареное яйцо – самая древняя еда. Египтяне заворачивали яйцо в пращу и быстро вертели, полагая, что тем самым получают «яйца всмятку». Французы изобрели «автомат» с часовым механизмом, через некоторое время он вынимал из кипящей воды корзиночку с готовыми яйцами… Туркмены и по сей день готовят яйца в раскаленном песке.

Но вообще все гораздо проще – яйца опускают в кастрюлю с кипящей водой и варят. Яйца всмятку не дольше 2 минут, «в мешочек» - 4-5 минут, вкрутую – 7-10 минут. Отсчет времени ведется после закипания воды.

Чтобы яйца не трескались во время варки, их следует варить в хорошо подсоленной воде.

Вареные яйца используют также для приготовления салатов, пирогов, супов, бутербродов и др. блюд.

2. Яйцо можно сварить и без скорлупы. Для этого в кипящую подсоленную и подкисленную воду(10 г. соли, 50 г. 3% уксуса на 1 литр воды) осторожно выпускают яйца. Варят 3-3,5 минут. Вынимают шумовкой. Подают к бульону или как самостоятельное блюдо.

3. Яичницу готовят как самостоятельное блюдо и с гарниром.

Яичница- глазунья сохраняет форму желтка.

Гарниром к яичнице служат – сало, колбаса, овощи, макаронные изделия, хлеб, сыр и другие продукты. Эти продукты предварительно обжаривают на хорошо прогретой сковороде с маслом, а затем на них выпускают яйца.

4. Омлеты готовят из яично-молочной смеси. Смесь солят пред тем как вылить на разогретую сковороду. Омлеты могут быть с гарниром, а также фаршированные.

Готовые блюда из яиц перед подачей посыпают зеленью. Подают их на завтраки, как закуски и вторые блюда к обеду.

Все рецепты блюд из яиц мы запишем в книгу рецептов, которую привез наш путешественник Колобок из города Бутерброд-сити.

Для самостоятельного приготовления: гоголь-моголь, грибки, «снежки»

13.     Лекарство от курочки Рябы.

В православии яйцо символизирует жизнь, являясь началом всех начал. С точки зрения народной медицины в нем заключена реальная жизненная сила, позволяющая излечивать различные заболевания. Яйцо – целебный продукт, который входит во многие оригинальные рецепты. Яйцом лечат  диатез (белок), ожоги, вывихи и растяжения (компрессы), туберкулез, артрит, невралгию, предупреждают кариес (скорлупа) и другие заболевания.

КСТАТИ, нередко маленьким детям не хватает в организме железа. Медики советуют в рацион малыша добавлять куриные и перепелиные яйца. Сначала желток ( с полгода) и белок, начиная с года. Так белок может вызвать у ребенка аллергию. Кстати, перепелиные яйца по содержанию полезных веществ намного превосходят куриные. А содержащийся в перепелином яйце фосфор способствует умственному развитию ребенка. И в перепелиных яйцах никогда не бывает сальмонеллы и они не вызывают аллергию, а наоборот лечат её.

 

 

 

 

 

 

 

РАЗРАБОТКА НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ ПО ТЕМАМ В РАЗДЕЛЕ «КУЛИНАРИЯ»

ОО ТЕХНОЛОГИЯ

5 КЛАСС

 

1.        Тема: Физиология питания. Общие сведения о пище. (1 занятие)

2.        Тема: Приготовление бутербродов и горячих напитков. «Большие бутербродные игры».

(2 занятия)

3. Тема: Строение яйца. Использование яиц в кулинарии. (1 занятие)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz